Новости В мире Экологична ли мобильность?
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Поиск


Экологична ли мобильность?

Написать письмо Печать

Одной из наиболее доступных простому смертному тем из обсуждавшихся на Шанхайском автосалоне, был вопрос об экологичности транспортных средств в современном виде. Доклад на эту тему делал Филип Готт (Philip Gott), директор автомобильного консультирования в IHS Global Insight.

Готт использовал ресурсы IHS для того, чтобы проследить, что будет твориться с миром, когда в 2035 году на его дороги выедут потенциальные 3,5 миллиарда машин. Если это случится (а если существующие тенденции продолжатся, то так и случится), то проблемы, с которыми мы сталкиваемся сейчас, имея всего 800 миллионов машин, многократно усилятся. Какое решение возможно? Существует множество вариантов, и два из них - покупка одного автомобиля на несколько семей и меньшие по размеру городские автомобили.

В чем проблема?
В 2006 году Готт уже выступал по этой теме, и тогда он сделал пару достаточно смелых предсказаний по поводу числа гибридов на рынке США к 2025 году. Готт изучает автомобильную индустрию с 1975 года, и специализируется (ну кроме прочего) на том, как технические преимущества могут быть использованы для "достижения поставленных результатов бизнеса". На Шанхайском автофоруме Готт заявил, что у автомобильной индустрии нет выхода - ей придется измениться за несколько последующих десятилетий. "Ясно, что текущая модель мобильности экологически неразумна".


Почему так? Часть его работы концентрируется на понимании того, что же означает "мобильность". Конечно, это означает процесс перемещения в пространстве, но этот термин также характеризует то, КАК мы это делаем. Текущие модели развития мобильности говорят о том, что как только ВВП на душу населения переваливает за 5000$ - начинается настоящая моторизация населения. Это так называемая "точка А". Теперь прибавим к этому "точку В" - к 2035 году, ВВП каждого региона мира превысит 5000$ на душу населения на основе паритета покупательной способности - и скоро потребность в транспортных средствах будет бить все рекорды. Отсюда и возникает цифра в 3,5 миллиарда машин.


Что делать с количеством машин на пару миллионов больше? Если в 2035 году количество и правда составит 3,5 миллиарда, нам придется уменьшить количество углекислого газа как минимум в 3,5 раза чтобы хотя бы сравнять уровень с теперешним. Готт заявил, что альтернативные технологии силовых установок, над которыми сейчас ведется работа, помогут снизить использование топлива на 50 процентов, а выбросы углекислого газа на 40. Но, например, в Европе, где дизели весьма распространены и показатели выбросов уже упали, остается не так много вариантов уменьшения числа выбросов.

Свою долю внесет биотопливо - но оно даже по самым максимальным оценкам может обеспечить только 15-30 процентов мировой потребности в жидком топливе, и существует допущение, что их показатели выброса углекислого газа весьма низкие (это пока не окончательно решено). Многообещающей кажется технология топливных элементов, но и у них есть свои сложности. Также, так как выбросы углекислого газа подсчитываются, пока транспортное средство еще только строится - а многие из 800 миллионов автомобилей, которые сейчас ездят по дорогам, не соответствуют тем показателям, которые были заявлены производителем когда они были новыми - нам стоит серьезно изменить свой подход к мобильности.

И тут приходит PUMA.

Готт считает, что "будущее за разделением автомобилей". Вместо того, чтобы иметь один автомобиль на все случаи жизни, люди должны использовать тот вид  автомобиля, который им наиболее подходит для конкретной цели. Сегодня мы покупаем транспортные средства, размер которых намного превышает необходимый нам для наших самых частых задач. По мере того, как дороги наполняются выхлопными газами, а правила ужесточаются, люди будут покупать машины меньшего размера (Tata Nano, Fiat 500, Smart ForTwo, PUMA от GM) для  вождения по городу. В некоторых местах - например, США, - в силу больших дистанций и "естественной эволюции" инфраструктуры, которая поддерживает транспортные средства - эта тенденция будет выражена меньше. В других - таких, как Сингапур или Гонконг - намного больше.

Во многих местах уже появились сигналы перемен - вам кто-нибудь признавался, что счастлив, что избавился от машины? Тогда и вы такие сигналы слышали. Государство и граждане должны стремиться к внедрению альтернативных решений проблемы: открывать новые велосипедные дорожки, рекламировать общественный транспорт и такие системы, как Better Place, а также больше использовать "e-Mobility" - виртуальные путешествия и шоппинг через интернет. Если все это начнет осуществляться, одно транспортное средство за год в той же Америке будет пробегать в среднем 19312 километров вместо сегодняшних 24140.


Однако вместе приходом машин меньшего размера возрастает беспокойство по поводу несчастных случаев. По мнению Готта, необходимо переключить внимание с систем безопасности, оберегающих водителя, пассажиров и пешеходов во время несчастных случаев, на системы, предотвращающие несчастные случаи. Хорошая новость в том, что такие системы уже разрабатываются.

3,5 миллиарда? Правда?

Если все переключатся с обладания машиной большого размера для ежедневных поездок на осознание того, что "иметь машину" - не значит "быть мобильным", пожалуй, цифры в 3,5 миллиарда удастся избежать. На самом деле, предсказания Готта о количестве машин сбудутся только если мы автоматически будем переносить спрос на автомобили, имеющийся сегодня, на 2035 год. Вряд ли это случится. Например, большинство автомобилей остаются без дела на протяжении 23 часов из 24. Теоретически это означает, что одна машина может заменить 24, если бы мы использовали автомобиль поочередно с максимальной эффективностью. Однако на практике скорей всего один автомобиль вряд ли может заменить более 12, по мнению Готта. Это один из способов дать людям мобильность без того, чтобы наполнять мир миллиардами новых транспортных средств.

И напоследок.

Автомобиль, который Готт назвал самым уникальным вкладом в будущее автомобильной индустрии - Airpod от MDI. Конечно дизайн автомобиля весьма эээ... своеобразен, заметил он, но знали ли вы, что MDI планирует региональный выпуск автомобиля? Так как автомобиль выполнен из композитных материалов, материалы для него могут быть перевезены в контейнерах и строиться ближе к местам продаж, снижая стоимость перевозки и экологический вред от нее. Это могло бы стать одной из моделей будущего - и это всего один из многих способов изменить свое представление о мобильности в будущем.

Источник: Авто Релиз.ру.