В основе принципа работы любого двигателя внутреннего сгорания лежит воспламенение небольшого количества топлива, обязательно высокоэнергетического, в небольшом замкнутом пространстве. При этом выделяется большое количество энергии, в виде теплового расширения нагретых газов. Так как давление под поршнем равно нормальному атмосферному, а компрессия в цилиндре намного превышает его, то под действием разницы давлений поршень совершает движение.
Для того чтобы двигатель внутреннего сгорания постоянно производил полезную механическую энергию, камеру сгорания цилиндра необходимо циклично заполнять новыми дозами воздушно-топливной смеси. В результате, поршень приводит в действие коленчатый вал, который и придает движение колесам автомобиля.
Двигатели почти всех современных автомобилей являются четырёхтактными по своему циклу работы, и энергия, полученная от сжигания бензина, почти полностью преобразовывается в полезную. Цикл Отто, так называется подобный принцип, по имени Николауса Отто, изобретателя двигателя внутреннего сгорания (1867 год).
Схема работы бензинового двигателя внутреннего сгорания:
- такт впуска;
- такт сжатия;
- рабочий такт;
- такт выпуска.
Главным элементом двигателя внутреннего сгорания является поршень, который связан шатуном с коленчатым валом. Так называемый, кривошипно-шатунный механизм, преобразующий прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня в радиальное движение коленвала.
Ниже более подробно расписан рабочий цикл бензинового двигателя:
1. Такт впуска
2. Такт сжатия
3. Рабочий такт
4. Такт выпуска
Следующий такт необязательно должен начинаться после окончания предыдущего. Такая ситуация, когда одновременно открыты оба клапана (впуска и выпуска), называется перекрытием клапанов. Это необходимо для эффективного наполнения цилиндра воздушно-топливным соединением, а также для более результативной очистки цилиндров от выхлопных газов. После этого рабочий цикл повторяется.
Отличительной особенностью двигателя внутреннего сгорания является то, что поршень двигается прямолинейно, а движение, осуществляющееся при сгорании топливной смеси, - вращательное. Линейный ход поршней преобразовывается в поворотное движение, необходимое для работы колес автомобиля, при помощи коленчатого вала.
Ниже рассмотрены основные элементы двигателя, которые принимают участие в преобразовании тепловой энергии в механическую.
1. Свеча зажигания
Искровая свеча вырабатывает электрическую искру, которая воспламеняет воздушно-топливную смесь. Для равномерной и бесперебойной работы поршня искра должна появляться в заданный момент времени.
2. Клапаны
Выпускные и впускные клапаны закрываются и открываются в заданный момент, впуская воздух в цилиндр и выпуская отработанные газы. Во время процесса горения топливной смеси оба клапана закрыты. Клапан выпуска открывается до достижения поршня крайней нижней точки и остается открытым до прохождения поршня к верхней крайней точке. К этому моменту впускной уже будет открыт.
3. Поршень
Образующиеся во время сгорания топливной смеси горячие газы выдавливают поршень, передавая энергию через шатун и палец коленвалу. Для сохранения компрессии в цилиндрах на поршень устанавливаются уплотняющие кольца, изготовленные из высокопрочного чугуна. Для повышения износостойкости поршневые кольца покрываются тонким слоем пористого хрома. К основным характеристикам колец относятся следующие показатели: высота, наружный диаметр, радиальная толщина, форма разреза в стыке и упругость. Внешний диаметр поршневого кольца должен соответствовать внутреннему диаметру цилиндра. В настоящее время применяются узкие кольца (высотой - 1,5-2 мм) и широкие (высотой - 2,5-3 мм). Первые более надежны при частом движении поршня. Радиальная толщина увеличивается с возрастанием диаметра цилиндра. Износ поршневых колец происходит, в среднем, через каждые 3 тысячи километров пробега.
4. Шатун
Шатун соединяет коленчатый вал с поршнем. Вращение шатуна является двухсторонним, это нужно для того, чтобы его угол мог изменяться в зависимости от местоположения поршня, обеспечивая движение коленвала. Обычно шатуны бывают стальными, иногда - алюминиевыми.
5. Коленчатый вал
Поворот коленчатого вала осуществляется вследствие вертикального хода поршня. Коленвал приводит в движение колеса автомобиля.
Современные двигатели внутреннего сгорания делятся на два типа: карбюраторные и инжекторные.
В карбюраторном двигателе процесс приготовления воздушно-топливной смеси происходит в специальном устройстве - карбюраторе. В нем, используя аэродинамическую силу, горючее смешивается с воздушным потоком, засасываемым двигателем.
В инжекторном типе двигателя топливо впрыскивается под давлением в поток воздуха при помощи специальных форсунок. Дозировка горючего происходит при помощи электронного блока управления, который открывает форсунку электрическими импульсами. В двигателях устаревшей конструкции, этот процесс происходит с использованием специфической механической системы. Последний тип почти полностью вытеснил устаревшие карбюраторные силовые агрегаты. Это произошло из-за современных экологических стандартов, которые устанавливают высокие нормы чистоты выхлопных газов. Что повлекло за собой внедрение новых эффективных нейтрализаторов выхлопа (каталитических конвертеров или катализаторов). Такие системы нейтрализации требуют постоянного состава отработанных газов, который могут обеспечить только инжекторные системы впрыска топлива, контролируемые электронным блоком управления. Нормальная работа катализатора обеспечивается исключительно при соблюдении стабильного состава выхлопных газов. Необходимостью этого является то, что он требует содержания определенных пропорций кислорода в отработанных газах. Для соблюдения подобных условий в таких системах катализации обязательно устанавливается кислородный датчик (лямбда-зонд), который анализирует процент содержания кислорода в выхлопных газах и контролирует точность пропорций оксида азота, несгоревших остатков топлива и углеводородов.
Основными вспомогательными системами являются:
Система зажигания. Отвечает за поджигание топливной смеси в нужный момент. Она бывает контактной, бесконтактной и микропроцессорной. Система контактного типа состоит из распределителя-прерывателя, катушки, выключателя зажигания и свечей. Бесконтактная система аналогична предыдущей, только вместо прерывателя стоит индукционный датчик. Управление системой зажигания микропроцессорного типа осуществляется специальным компьютерным блоком, в ее состав входит датчик положения коленвала, коммутатор, блок управления зажиганием, катушки, датчик температуры двигателя и свечи. В двигателях с инжекторной системой к ней добавляется еще датчик положения дроссельной заслонки и термоанемометрический датчик массового расхода воздуха.
Система запуска двигателя. Состоит из специального электромотора (стартера), подключенного к аккумулятору, или механического стартера, использующего физические усилия человека. Применение этой системы объясняется тем, что для запуска рабочего цикла двигателя необходимо, чтобы коленчатый вал произвел хотя бы один оборот.
Система выпуска выхлопных газов. Обеспечивает своевременное удаление продуктов горения топливной смеси из цилиндров. Включает в себя выпускной коллектор, катализатор и глушитель.
Система приготовления воздушно-топливной смеси. Предназначена для приготовления и впрыска смеси горючего с воздухом, в камеру сгорания цилиндров двигателя. Может быть карбюраторной или инжекторной.
Система охлаждения. Современная система состоит из вентилятора, радиатора, термостата, расширительного бачка, жидкостного насоса, датчика температуры, рубашки и головки охлаждения блока цилиндров. Предназначена для создания и поддержания приемлемого температурного режима работы ДВС. Обеспечивает отвод тепла от цилиндров клапанной системы и поршневой группы. Может быть воздушной, жидкостной или гибридной.
Система смазки. Состоит из масляного фильтра, маслонасоса с маслоприемником, каналов в блоке и головках цилиндров для впрыска масла под высоким давлением, поддона картера. Предназначена для подачи автомобильного масла с целью уменьшения трения и охлаждения, к взаимодействующим деталям двигателя. Также циркуляция масла смывает нагар и продукты механического износа.
Источник: Авто Релиз.ру.
Комментарии
Никитос 12.07.2012 20:07
Мне тоже 14 но как то всепонятно главное когда читаешь вдумывайся в каждое слово
Sherlock 10.07.2012 00:25
никита 25.05.2012 08:01
сломается буксировать её нельзя нужен эвакуатор
но после прочитанных отзывов мне стало казаться что с автоматом легче управлять.Ну а там решайте сами
Vladislav 1 10.01.2012 19:23
vlad 30.12.2011 16:56
с этим готов поспорить.. я знаю таких "баб", что за рулем уделают и нас с тобой!
MuWka 22.11.2011 20:05
tanechka 18.11.2011 17:55
роман 11.11.2011 16:18
серёга малов 05.11.2011 19:28
виталя 06.10.2011 23:49
Трол 03.10.2011 04:14
[censored] не смей садиться за руль вы [censored] бабы тупые создания и нехера не умеете водить
Mister_Mynlaut 04.09.2011 18:07
Victor 11.08.2011 11:56
Демидыч 07.08.2011 20:58
Avt 04.08.2011 17:46
Avt 04.08.2011 17:45
Виктрия 03.08.2011 15:02
Beysen 01.08.2011 21:02
223 28.07.2011 22:31
Илья 21.07.2011 12:22
лёхаИКС 06.07.2011 10:03
AxeLaw 29.06.2011 13:50
елена 28.06.2011 14:42
Друг 20.06.2011 21:41
бери ручную, ну механическую!!!
так ты управляешь машиной сам, а если стоит автомат то за тебя это делает компьютер!!!(((
Удачи!!!)))
Dasha 02.06.2011 12:45
Ирина 25.05.2011 10:51
Все понятно с первого раза)))
кит 21.05.2011 15:11
карина 20.05.2011 17:05
а какую каробку передачь вы предпочитаете?
помогите мне с этим вопросом....мои родители разошлись во мнениях папа за механическую каробку...а мама за автомат.....я разрываюсь....
Боря 17.05.2011 22:02
Артем 17.05.2011 20:58
Илья 14.05.2011 14:56
юка 22.04.2011 13:11
вова 13.04.2011 23:17
аня 09.04.2011 09:52
Алекс 02.04.2011 18:06
sid 02.04.2011 16:32
viktor 30.03.2011 14:30
Побольше б анимации
Алекс 26.03.2011 19:49
Анжелика 05.03.2011 15:06
хорошая работа,все подробно,проилл юстрированно
Avtan 26.02.2011 01:17
Макc 25.02.2011 18:45
БИНЯ 20.02.2011 12:38
это меня спасло от того что б меня выгнали из коледжа
я очень благодарен!
роман 14.02.2011 11:22
леха 13.02.2011 18:38
Azeri94 08.02.2011 21:31
Колянчик 03.02.2011 17:12
Михаил Rh 15.01.2011 15:50
браво!!!
ИЛья 14.01.2011 14:50
temashuk 09.01.2011 22:39
Радик 23.12.2010 17:17
Sedoff 21.11.2010 19:01
flame997 18.11.2010 18:56
Павел 17.11.2010 19:21
Маргарита 05.11.2010 20:11
Савва 29.10.2010 17:29
Mixer 25.09.2010 19:24
ART 22.09.2010 20:11
AleX 21.09.2010 16:59
kanan 12.09.2010 10:35
Дилюс 03.09.2010 15:46
Валерий 29.08.2010 08:19
legend of dragon 24.08.2010 21:27
awakening 16.08.2010 22:11
помню как проходили ДВС в школе, сейчас освежила знания и узнала много нового
Элефандро 13.08.2010 20:03
SergAHT Yalta 10.08.2010 15:27
Побольше б анимации и вообще суперово!!!
Ольга 08.08.2010 20:35